Поистине, один из самых притягательных мифологических персонажей – это райская птица Гамаюн. Её образ украшает герб г. Смоленска (вы только представьте, его утвердил еще князь Глеб Святославович в 1393 г. – «В серебряном поле черная пушка на золотом лафете, а на пушке – райская птица»).
В Арсенале Московского Кремля числится пушка «Гамаюн» с изображением птицы, отлитая в 1670 г.
Но почему она там? И что значит имя «Гамаюн», и кто она такая – «вещая птица Гамаюн»?
Согласно раннему изданию словаря Владимира Даля «гомоюнить» значило «громко говорить, кричать, шуметь, буянить», использовали его в центральных губерниях России. В Словаре русских говоров Среднего Урала находим глагол «гамаюнить» в значении «прилежно трудиться»: в Курганской области «настоящим гамаюном» называли «трудягу», которого уважали за его усердие. Это был настоящий комплимент: «Мужик хороший, из гамаюнов – они народ толковый». В Пермской, Пензенской и Казанской губерниях «гомоюном», «гомоюнкой» называли заботливого, усердного и трудолюбивого работника (согласно словарю В. Даля).
Современное общество постепенно забывает о тяжелом труде и трудолюбии, да и отношение к трудолюбивому человеку уже не то, как раньше. Ценность «усердно трудиться» вытесняется ценностями легких денег, предприимчивости и ничего неделания. Но в этом ли ценность жизни? Не стоит ли нам вернуться к ценности наших предков, охранять, защищать и укреплять их для сохранения таких понятий как истина, единство, целостность и смысл жизни?
Образ птицы «Хумаюн» встречается в мифологии древних иранцев – знали они ее как птицу радости. Но вот на картине Виктора Васнецова («Гамаюн», 1898) птицу, которую мы видим, сложно назвать птицей радости: взгляд ее отнюдь не радостен, но и не печален – он, скорее, серьезен, можно найти в нем и оттенок удивления одновременно с решительностью. Сложно понять мужское лицо или женское изображено на картине, но это, точно, думающее и внимающее лицо. А внимает она зарождение мира, великие исторические события, извечную борьбу Добра со Злом, Правды с Кривдою. «Гамаюн, птица вещая»: всё знает, о всём ведает. Не даром она считается инкарнацией Велеса — бога мудрости.
Восемнадцатилетний Александр Блок, вдохновленный картиной Васнецова запечатлел образ мистической девы-птицы:
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятённых…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запёкшиеся кровью!
Эта Птица родом из славянских мифов, уводящих нас вдаль веков - в III тыс. до н.э.: Гамаюн родилась вместе с нашим миром, поэтому она всё на свете видела. Вот как описывается это мистическое создание в народных сказаниях «Песни птицы Гамаюн»:
«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн — птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей. <...> Как садилась она — стала песни петь, распускала перья до сырой земли.»
И все хотели поучиться ее мудрости, съезжались «сорок царей со царевичем, сорок князей со князевичем, сорок могучих витязей, сорок мудрых волхвов», чтобы послушать, о чем поведает птица Гамаюн.
Интересно, что, несмотря на то, что ее образ трактуется, как «мифическая птица-говорун» в сказании Птица ведает историю в ответ за просьбу вопрошающего.
Мы в своей жизни не всегда задаем вопросы, часто молчим, боимся спросить – и речь здесь не столько о повседневных вещах, сколько о философских. Пока не спросишь – не ответят, пока не спросишь свое сердце – оно может молчать. Так давайте больше спрашивать, задавать вопросы, и пусть они будут банальными, глупыми или несуразными, это не столь важно. А спросишь, глядишь и ответит тебе твоя Птица Гамаюн: «Ничего не скрою, что ведаю…»
Позвольте и мне задать свой вопрос: возможно, нам стоит поучиться у птицы Гамаюн? Возможно, изучая историю, наши корни, историю нашей страны, нашего рода, не пренебрегая опытом наших предков, мы станем более сведущими? Возможно, это даст нам силы пережить любые трудности, и даже «голод, и пожар», и мы сможем построить лучшее завтра для наших детей, для наших будущих поколений?
Пишите ваши комментарии и мысли.
Мария Голубева