Как и обещала, в этой статье попробую более подробно раскрыть тему "Имитации и синтетические аналоги александрита"
Чтобы понять кардинальную разницу между натуральным александритом и его аналагами и имитациями, попробуем выяснить суть его уникальной способности и свойства менять цвет.
Что вызывает изменение цвета у александритов?
Александрит - трихроичный драгоценный камень, который может поглощать и отражать свет по-разному по каждой из его трех оптических осей. Однако, вовсе не трихроизм ответственен за столь замечательное свойство александритов. Изменение цвета - результат присутствия ионов хрома +3 и способ, которым они встроены в кристаллическую решетку. В рубинах линия спектра поглощения для ионов хрома +3 соответсвует длине волны приблизительно 550 нанометров, а в изумрудах, соответственно - приблизительно 600 нм. В александрите же длина волны линии поглощения иона хрома +3 соответствует приблизительно 580 нм. То есть практически посередине между красным рубином и зеленым изумрудом!. Дневной свет поляризуется с преобладанием синего и зеленого цвета, соответственно и александрит выглядит зеленым. В искуственном свете преобладаеющая поляризация - красная, и александрит под лампой или свечой выглядит красным.
Если же для осмотра александрита используется смешанный источник света, например - подсветка его фонарем при дневном свете, то камень покажет смешанную окраску. Очень важно знать, что современные люминесцентные лампы дневного света дают смешанное освещение с некоторым преобладанием спектра дневного цвета. По таким освещением проявления александритового эффекта практически не наблюдаются.
Искуственное освещение Смешанное освещение Естественный дневной цвет
А теперь немного о терминологии.
Имитациями природных драгоценных камней называются изделия, лишь похожие на них внешне – это могут быть как искусственно созданные материалы, так и дешевые природные или синтетические минералы-заменители. Грубо говоря, имитации – это подделки под природный камень.
Синтетические аналоги – искусственно выращенные минералы, соответствующие природным камням по химическому составу и большинству физических и оптических характеристик, (а иногда и слегка превосходящие их в этом). Синтетический аналог – тот же самый минерал, только не созданный природой, а выращенный «в пробирке».
Несколько особняком стоят «облагороженные» камни – природные образования, чьи «потребительские» свойства, в частности цвет, усилены или изменены нагреванием, рентгеновским облучением, пропиткой красителями, полимерами и т.п. «Облагороженных» александритов на рынке пока не наблюдается, но, зачастую, бледному зеленовато-желтому цимофану с помощью интенсивного гамма-облучения придают густую медово-коричневую окраску.
В конце XIX – начале XX веков в промышленных масштабах был искусственно получен синтетический корунд (Al2O3), который довольно скоро стал использоваться как заменитель-аналог природного рубина и сапфира в недорогих ювелирных украшениях и бижутерии. Примесь ванадия и титана при производстве синтетического корунда придавала ему александритовый эффект с интенсивным реверсом от слабого голубовато-зеленовато-серого до насыщенного красно-фиолетового, пурпурного (аметистового) цвета. Это наиболее распространенная имитация природного александрита. Также в середине XX века для целей имитации александрита были использованы некоторые разновидности синтетических шпинелей.
Технические имитации александрита обычно представлены дублетом, в котором верхняя часть сложена темно-красным камнем – обычно гранатом-альмандином или пиропом, а нижняя – дешевым зеленым камнем или стеклом.
Первые сведения о лабораторном получении синтетического аналога хризоберилла-александрита датируются второй половиной XIX века. П.А. Чирвинский в своем классическом труде «Искуственный синтез минералов в XIX столетии» упоминает о том, что Жак Жозеф Эбельмен в 1851 году получил синтетический хризоберилл в кристаллах размером до 5–6 мм. Им же получен искусственный фенакит и не имеющее природных аналогов соединение окислов бериллия и хрома очень точно имитирующее оптические свойства александрита и отличающееся от него только химическим составом (окисел хрома вместо окисла алюминия).
Искусственно синтезировали хризоберилл также А. Сен-Клер Девиль и Карон в 1858 году и П. Отдейль и А. Пери в 1888 году.
А. Лакруа в 1887 году в «Заметке о способах получения корунда» пишет, что он сумел искусственно получить иглоподобные кристаллы ромбической сингонии, состоящие из окислов бериллия и алюминия (хризобериллового состава). Далее он упоминает, что прибавка хлорида хрома к исходной смеси для выращивания придавала кристаллам зеленую окраску, которая «исчезала при исследовании в искусственном свете, подобно тому, как это наблюдается у разновидности хризоберилла – александрита».
В середине XX века выращивание синтетического александрита методом «из раствора в расплаве» производилось Е. Фаррелом и Дж. Фангом в Массачутетском технологическом институте, но величина плохо образованных кристаллов александрита достигала при этом не более 3 мм. Чуть позже В.Боннер и Л. Ван-Эйтерт из лаборатории фирмы «Белл» этим же методом вырастили кристаллы александрита размером до 4,4 см.
Промышленный метод синтеза хризоберилла-александрита методом флюса из раствора в расплаве молибдата лития разработан в 1964 году в США. Производство синтетического сырья по этому методу, запатентованному К. Клайном и Д. Паттерсоном, в промышленных масштабах начато в 1972 году лабораторией фирмы «Криэйтив кристалс» в г. Сен-Рамон, Дэнвилл, Калифорния.
Суть запатентованного способа заключается в медленном охлаждении раствора ВеО и Аl2О3 в плавне Li2O+MoO3 от температуры 1200°С со скоростью 1°С/час. Окись бериллия и глинозем составляют около 4% массы расплава, а окись железа (Fe2О3) и хрома (Сг2О3) – около 1%. Фактически содержание железа варьируется от 0,7 до 2,8%, а хрома – от 0,001 до 0,5%. В качестве затравочных кристаллов используются природные или синтетические хризобериллы, которые помещают в платиновую рамку и опускают в расплав перед началом охлаждения. Рост продолжается от 7 до 9 недель, затем кристаллы разрезаются для отделения александрита от затравки. Таким способом получают наиболее красивые синтетические александриты пригодные для ювелирных целей и он остается одним из ведущих до настоящего времени.
Наиболее крупные кристаллы получают методом Чохральского – вытягиванием кристалла из расплава. Производство синтетического александрита этим методом производится с 1970 году японской фирмой «Киосера» («Kyoto Ceramics Co.»). Ее продукция поступала на рынок под названиями «инамори» и «крезент-верт». Синтетический александрит-инамори обладает эффектом кошачьего глаза, его реверс от зеленовато-желтого при дневном свете до красно-фиолетового – при искуственном освещении. Японская же фирма «Сейко» с 1980 года синтезирует александрит методом зонной плавки.
Синтетический александрит Чохральского Синтетический александрит, выращенный во флюсе
Благодаря своим особенным оптическим и физическим свойствам, александрит ценится не только как драгоценный камень, но и как технический материал, особенно в квантовой электронике, в частности, – в производстве лазеров с плавным изменением длин волн излучения в диапазонах 700–815 нм. Они могут использоваться для спектроскопии, отжига полупроводников, в атмосферных лидарах, дальномерах, при обработке твердых материалов, в медицине. Особенно широкое применение перестраиваемые александритовые лазеры нашли сейчас в медицинской косметологии и микрохирургии глаза. В силу высокой чистоты и относительной дешевизны по сравнению с природным камнем, синтетический александрит незаменим в качестве материала высоких технологий.
В 2003 году в Университете Рочестера в Нью-Йорке разработан революционный способ регулируемого изменения скорости света при помощи кристалла александрита и двух твердотельных лазеров, один из которых является перестраиваемым (александритовым). При «стандартной» скорости света в вакууме в 300 тысяч км в секунду, ученым удавалось снижать ее до 91 метра в секунду, а также значительно ускорять свет. Данная методика (авторы Мэтью Биджелоу и др.), в отличие от предыдущих, работоспособна при комнатных температурах и не требует дорогостоящего охлаждающего оборудования, она может положить начало новой эры в средствах передачи и обмена данными в компьютерной технике и уникальных исследованиях в области квантовой и релятивистской механики.
В России с 1980 года лабораторией № 6 Конструкторско-технологического института монокристаллов (г. Новосибирск) налажено производство качественного синтетического александрита методами флюса (методика Г. Букина), Чохральского, зонной плавки и гидротермального синтеза. Выращенный здесь синтетический александрит пригоден как для технических, так и для ювелирных целей, а вес отдельных выращенных методом Чохральского кристаллов достигает полукилограмма.
Стоимость ограненных вставок из синтетического аналога александрита составляет от 50 до 200 долларов за карат (1/5 грамма), т.е. после искусственных ювелирных алмазов – это самые дорогостоящие синтетические драгоценные камни.
Синтетические аналоги соответствут природному алесандриту по химической формуле и большинству физико-оптических свойств. Тем не менее, природный александрит остается непревзойденным как по красоте, так и по стоимости.
Как бы мы не относились к синтетическим самоцветам, они являются реалией нашего времени и порой реализуют детские мечты за меньшие средства приобрести подобие любимого камня.
В заключение очень хочется привести пространную цитату из «Очерков» Д.Н. Мамина-Сибиряка (1884 г.), который в одном абзаце сумел высказать отношение к натуральному и синтетическому камню и даже сделать вполне сбывшийся прогноз на будущее:
«В общем можно сказать только то, что время камней как бы миновало, и наши бабушки лучше понимали немой язык самоцветов, чем внучки. В будущем, когда заиграет дешёвый поддельный камень, вероятно, люди окончательно освободятся от этой страсти украшать себя самоцветами, как не украшают себя сейчас простым стеклом, что ещё в моде у дикарей, не познакомившихся со стеклянными фабриками. Мы думаем, что самородный самоцвет останется ценностью всегда, только как предмет для минералогических коллекций да для тех неисправимых любителей, которые не променяют его ни на какое ухищрение новейшей техники. Для таких любителей драгоценный камень не мёртвый минерал, а что-то живое, одарённое живыми свойствами. В самом деле, около самоцвета не даром же вырос этот лес суеверия, поэзии и религиозных уподоблений. В камне есть своя жизнь, тёмная и неисследованная, проявляющаяся в форме кристаллизации, в сопутствии известным горным породам, в антипатии к другим, в отношениях к свету, электричеству и химическим реагентам. Именно эта кристаллическая форма встала на границе, отделяющей органическую природу от мёртвой материи, и человеческий глаз пытливо ищет здесь ответа своим внутренним свойствам, запросам и тёмным органическим движениям. Мёртвая земля смотрит на человека этими цветными глазами, говорящими о тайниках скрытой в ней жизни. Это «последняя улыбка» цепенеющей в мёртвом холоде неорганизованной природы».