Друзья, некоторое время назад, с подачи одной моей пытливой читательницы, возник вопрос - а чем и как все эти деликатные тонкие ткани, из которых шили одежду для знати, стирали в 18-19 веках? Вопрос показался мне очень интересным! И началось большое приключение - раскапывание информации.
Здесь плоды моих изысканий.
Итак.
Стирки обычно устраивались дважды в год. И продолжались иной раз более недели! Чем богаче была семья, чем больше у них было одежды, тем дольше они могли продлить время между стирками.
Основная часть одежды состояла из «нательного» - нижние рубашки и юбки, сорочки, панталоны, надетые близко к телу, защищали лучшие и дорогие предметы одежды от кожного жира и пота.
Этот вид одежды был порой загрязнён больше, чем земля, учитывая все обстоятельства. Сшита она была по большей части из белого хлопка или льна. Потому эти прекрасные предметы стирались достаточно регулярно. Викторианцы добавляли съемные рукава и воротники к своим предметам одежды по тем же причинам. Эта хитрость позволяла увеличить продолжительность жизни одежды.
Дни стирки одежды тщательно планировались и проводились так, чтобы рационально использовать время. Процедура могла начаться накануне вечером с подготовки одежды: светлое, темное, шерстяная одежда, бязь и изысканное платье — все разделялось.
Часто самая грязная одежда замачивалась в мыльной воде или щелочи за ночь до начала настоящей процедуры, чтобы ограничить время и усилия, затрачиваемые на стирку в последующие дни. Это было довольно утомительной частью, однако настоящая работа в любом случае еще не началась.
ПОДГОТОВКА К СТИРКЕ. Растопка могла быть собрана накануне, но если нет, прачке нужно было перевезти от 50 до 90 кг дров на место для одежды, чтобы разжечь пламя, достаточное для одежды умеренно богатого дворянина.
Эта часть также была трудной, но для прачки это было только начало. Когда накопливались дрова и был разведён огонь, необходимо было набрать воду, чтобы наполнить медный котёл и дополнительные тазы для мытья и полоскания.
Прачки предпочитали медные котлы, поскольку они не ржавели и не пачкали одежду, как железо. Для работы требовалось до 150 литров воды на каждую кучу с дополнительными 40 литрами для полоскания - опять же на каждую кучу. В зависимости от дальности нахождения источника воды (например, реки), одна только эта процедура могла потребовать много километров ходьбы за день с тяжёлыми ёмкостями с водой.
Прачка складывала одежду в бурлящую воду, взбалтывая ее вручную с помощью стиральной биты - деревянного весла. После четверти часа пребывания в воде, она перекладывала изделия в огромный таз с теплой водой, чтобы обработать все оставшиеся грязные участки моющим средством на основе щелочи или другим средством от пятен.
Мел использовался для удаления маслянистых пятен. Пятна от травы и топлива для ламп, пятна крови, обрабатывались алкоголем. Считалось, что некоторые пятна удаляет моча - аммиак, щёлочь.
Чтобы предотвратить размытие, цветные предметы одежды, такие как бязь, не поливали и не стирали щелочью. Их мыли в холодной или прохладной воде вручную.
Чтобы подкрахмалить бельё, предмет, требующий обработки, опускали в воду, в которой варился картофель или рис, и эту воду обычно сливали и откладывали на день стирки одежды.
Прачкам советовали убедиться, что крахмальная вода не испортилась и не покрылась плесенью, прежде чем окунать в нее платье.
ОТ СТИРКИ К СУШКЕ. Наконец, после вымачивания, стирки и полоскания, предметы одежды должны быть подготовлены для сушки. Чтобы ускорить высыхание, из влажной текстуры необходимо удалить большее количество воды.
Богатая семья могла использовать огромное приспособление, которое выжимает одежду, но и частенько травмирует ткань роликами. Но вряд ли какие-то небогатые семьи могли выдержать такую расточительность!
Чаще работали два человека , чтобы выжать воду из одежды, перекручивая её.
После этого одежду развешивали на тугих бельевых веревках (по большей части без прищепок), кустарниках, живых изгородях, деревянных наличниках или раскладывали сушиться во дворе. В суровом климате предполагалась просушка внутри кухонных и мансардных помещений.
Нужно упомянуть, что к середине 19 века работу прачки часто выполняла горничная - это касалось прежде всего дорогих платьев из деликатных тканей.
Р А З Л И Ч Н Ы Е Т К А Н И :
СТИРКА ПЕЧАТНОГО МУСЛИНА. Набивные муслиновые платья были очень популярны в девятнадцатом веке. Эти платья можно было стирать, но если на ткани были узоры или принты, нужно было проявлять большую осторожность, чтобы сохранить цвета. По этой причине муслиновое платье не рекомендовалось стирать в горячей воде. Мыло, нанесенное непосредственно на ткань, было столь же вредным. Вместо этого издание 1856 года «Godey’s Lady’s Book» рекомендует горничной: «Приготовьте пену, вскипятив немного мыла и воды; дайте ему постоять, пока он достаточно не остынет для использования, и перед тем, как положить в него платье, бросьте в него горсть соли».
После замачивания муслиновое платье дважды полоскали в «чистой холодной воде» с солью. Затем платье тщательно отжимали и подвешивали сушиться, расправив складки «как можно шире», чтобы ни одна часть платья не лежала поверх другой части.
ШЁЛК. С шелковыми платьями обращались по-разному. Процесс чистки шелковых платьев был немного сложнее, чем большинства тканей. Для удаления обычных пятен горничная обычно использовала какой-нибудь пятновыводитель. Издание 1861 года «Godey’s Lady’s Book» описывает одно из таких решений, состоящее из: «Четверть фунта меда; четверть фунта мягкого мыла; две рюмки джина; три галлона кипятка». Ингредиенты хорошо перемешивали и оставляли стоять до тех пор, пока раствор не станет «теплым, как кровь». Затем можно нанести на шелк маленькой кистью, уделяя особое внимание пятнам или пятнам грязи. Затем горничная дамы использовала губку, чтобы «намочить ткань по всей ширине» и осторожно протереть испачканные участки. После очистки шелковое платье можно было прополоскать в «холодной мягкой воде» и повесить для сушки.
Их можно было стирать, когда это было необходимо, но обычно платье разбирали. Были прачечные с высококвалифицированными прачками и швеями, которые специализировались на этом. Каждая часть отдельно стиралось и гладилась. Затем платье было собрано заново с возможностью замены некоторых испорченных частей, или изменения стиля, или размера. Часто в процессе очистки кромочная тесьма заменялась.
Что касается сушки, в «Книге управления домашним хозяйством» Битона 1861 года говорится, что: «Шелк после стирки следует сушить в тени, на льняной подкладке, следя за тем, чтобы он оставался гладким и без складок». Оставался последний шаг: горничная гладила платье, пока оно было еще влажным. Однако, если платье было черным или темно-синим, Битон советует после высыхания разложить платье на столе и «протереть его джином, виски или уайт-спиритом».
Иногда платья из шёлка освежали, посыпая тальком, а затем стряхивали порошок, удаляя запах тела с одежды и одежда вбирала аромат талька.
ШЕРСТЬ. Шерстяные наряды посыпали различными веществами в зависимости от цвета ткани, а затем энергично встряхивали. Обычно использовались кирпичная пыль, мелко-измельченный древесный уголь, кукурузная мука или меловая пыль. Эти вещества должны были впитать запахи, как человека, так и окружающей среды и даже некоторые пятна. Если это было жирное пятно или что-то, что могло закрепиться на ткани, его обрабатывали мылом или сильнодействующими химикатами.
Когда одежду не носили, ее подвешивали в шкафу, обшитом кедром. Это предохраняло их от жуков, особенно мотыльков (моли).