Сентиментализм — это направление в западноевропейской и русской культуре и литературе, которое возникло в XVIII веке и делало особый акцент на чувственность, эмоциональность и идеализацию. Сентиментализм противопоставлял себя классицизму, который считал разум главенствующим принципом человеческой природы. Сентименталисты воспевали естественные чувства, милые радости жизни, сочувствие к страдающим и близость к природе.
Сентиментализм проявился не только в литературе, но и в живописи. Художники-сентименталисты стремились вызвать у зрителей эмоциональные переживания, раскрыть душевный мир своих персонажей, изобразить их в естественной обстановке. Они также внесли большой вклад в развитие портрета и пейзажа. Среди наиболее известных художников-сентименталистов можно назвать Жан-Батиста Грёза (Франция), Томаса Гейнсборо (Англия), Алексея Венецианова (Россия) и других.
Если вы хотите подчеркнуть свою чувствительность и романтичность, то стиль сентиментализма может быть для вас подходящим. Для этого вам нужно выбирать одежду и украшения, которые будут соответствовать следующим принципам:
• Предпочитайте натуральные ткани, такие как хлопок, лен, шелк, шерсть. Они создают ощущение комфорта и уюта.
• Используйте пастельные или нежные цвета, такие как бежевый, розовый, голубой, зеленый. Они подчеркивают вашу нежность и изящество.
• Добавляйте кружево, вышивку, рюши, банты, воланы и другие детали, которые придают одежде женственность и романтизм.
• Носите платья или юбки длиной до колена или ниже. Они создают образ скромной и привлекательной девушки.
• Выбирайте обувь на небольшом каблуке или балетки. Они удобны и гармонируют с вашим стилем.
• Для украшения используйте изящные серьги, кольца, браслеты или ожерелья из золота или серебра. Они подчеркивают вашу изысканность и вкус.
• Не забывайте о головных уборах, таких как шляпки, береты, повязки или заколки для волос. Они добавляют вашему образу шарма и индивидуальности.
Сентиментализм в музыке — это стиль, в котором прослеживаются черты галантного стиля, где главный упор делается не столько на изящество, бесконфликтную утончённость музыки, сколько на психологическую выразительность, первостепенное значение придаётся красоте и напевности мелодии. Сентиментализм в музыке возник во второй половине XVIII века и был связан с развитием жанров инструментальной и вокальной музыки, таких как соната, концерт, симфония, кантата, оратория и опера. Среди композиторов-сентименталистов можно выделить Карла Филиппа Эммануила Баха (Германия), Доменико Скарлатти (Италия), Франсуа Куперена (Франция), Йозефа Гайдна (Австрия) и других.
Основные черты музыкального сентиментализма:
• Использование простых и понятных форм, таких как двух- или трехчастная соната или рондо.
• Стремление к ясности и прозрачности звучания, избегание сложных полифонических приёмов.
• Разнообразие тематического материала, включая народные мелодии, танцевальные ритмы, характерные образы.
• Выражение различных эмоций и настроений через динамику, артикуляцию, темп и модуляцию.
• Развитие гармонии и тональности, использование хроматизма и диссонансов для создания контрастов и напряжения.
Примеры музыкальных произведений в стиле сентиментализма:
• Карл Филипп Эммануил Бах — «Симфония для струнных инструментов си-бемоль мажор» (Wq 182/2), «Соната для флейты и клавесина соль мажор» (Wq 133).
• Доменико Скарлатти — «Соната для клавесина ре минор» (K 9), «Соната для клавесина фа минор» (K 466).
• Франсуа Куперен — «Портреты любви», «Портреты тщеславия», «Портреты природы» (из цикла «Портреты» для клавесина).
• Йозеф Гайдн — «Симфония № 45 фа-диез минор» («Прощальная»), «Квартет для струнных инструментов № 53 ля мажор» («Ларковый»).
Сентиментализм в театре — это стиль, в котором драматурги и актёры стремились передать зрителям свои чувства и переживания, вызвать у них сочувствие и участие к героям, показать их внутренний конфликт между разумом и сердцем, между общественными нормами и личными желаниями. Сентиментализм в театре возник во второй половине XVIII века и был связан с развитием жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.
«Слезная комедия» — это жанр, в котором смешивались комические и трагические элементы, а герои попадали в различные затруднительные ситуации, связанные с любовью, браком, семьёй, долгом и честью. Целью «слезной комедии» было не только развлечь зрителей, но и научить их доброте, честности, верности и другим добродетелям. Среди наиболее известных произведений этого жанра можно назвать «Школа ревности» Ричарда Шеридана (Англия), «Девственница Орлеанская» Фридриха Шиллера (Германия), «Вдова Капет» Дени Дидро (Франция) и другие.
Мещанская драма — это жанр, в котором изображалась жизнь простых людей, и бытовые проблемы, страдания и радости. Мещанская драма отражала демократические настроения общества, протест против аристократического деспотизма и социального неравенства. Среди наиболее известных произведений этого жанра можно назвать «Домашний тиран» Готхольда Эфраима Лессинга (Германия), «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (Франция), «Бедность не порок» Александра Островского (Россия) и другие.
Сентиментализм на русской сцене появился в конце XVIII века и был связан с творчеством Николая Карамзина, Дениса Фонвизина, Александра Радищева и других писателей-просветителей2. Они стремились к реформированию русского театра, освобождению его от подражания западным образцам, приближению его к русской действительности и русскому зрителю. Они также внесли большой вклад в развитие русской драматургии, создав новые жанры и типы героев.
Сентиментализм в философии — это направление, в котором утверждалось, что чувства и эмоции играют важную роль в познании истин и нравственных ценностей. Сентиментализм в философии возник в XVIII веке и был связан с именами Дэвида Юма (Шотландия), Адама Смита (Шотландия), Жан-Жака Руссо (Франция) и других.
Дэвид Юм — один из основоположников эмпиризма и скептицизма, который считал, что все наши знания основаны на опыте и восприятии. Он также утверждал, что разум не может быть источником нравственности, а лишь служит инструментом для рассуждения о фактах. Нравственность же определяется чувствами, которые возникают в нас при наблюдении за действиями других людей. Юм различал два вида чувств: симпатию (способность сочувствовать другим) и самолюбие (стремление к собственному благу). Он считал, что симпатия является основой общественной жизни и добродетели, а самолюбие — двигателем прогресса и благосостояния.
Адам Смит — один из основателей экономической науки, который изучал законы рыночного механизма и роль труда в создании богатства наций. Он также интересовался проблемами нравственности и социальной психологии. Он развил идеи Юма о симпатии и самолюбии, утверждая, что они являются двумя сторонами одной медали. Смит полагал, что люди по своей природе склонны к сотрудничеству и обмену, но также имеют чувство собственного достоинства и интереса. Он ввёл понятие «невидимой руки», которая регулирует действия индивидов на рынке таким образом, что они способствуют общему благу.
Жан-Жак Руссо — один из ведущих представителей французского Просвещения и романтизма, который критиковал современное ему общество за его несправедливость, коррупцию и отчуждение. Он выступал за естественное право, свободу и равенство всех людей. Он также утверждал, что человек по своей природе добрый и чувствительный, но испорчен цивилизацией и культурой. Руссо различал два вида чувств: естественные (любовь к себе, сострадание) и социальные (любовь к славе, зависть). Он считал, что естественные чувства способствуют счастью и гармонии, а социальные — несчастью и конфликту.