У многих людей Свастика ассоциируется с Фашизмом и Гитлером. Это мнение долго и упорно вбивалось в головы людей. Вокруг этого древнего символа скопилось столько недоразумений, легенд и домыслов, что настала пора разобраться в истинном значении этого древнейшего символа.Свастика представляет собой крест с загнутыми концами, направленными по или против часовой стрелки. При археологических раскопках свастику чаще всего находили на различных деталях архитектуры, оружии, бытовой утвари многих народов Евразии. Свастика повсеместно встречается в орнаментике как знак света, солнца, жизни. Старейшие археологические артефакты с изображением свастики датируются приблизительно 10-15 тысячелетием до н. э. По материалам археологических раскопок самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа является Россия - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, дома, предметы повседневного быта и храмы. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. Свастичными символами обозначали календарные знаки еще во времена Скифского царства.
Свастика являлась главным и почти единственным элементом праславянских орнаментов. Но это вовсе не означает, что древние славяне не имели способностей к художеству, просто в древности ни один узор не наносился просто так, каждому элементу узора соответствовало определенное культовое или охранное значение.Но не только славяне верили в магическую силу этого знака. Этот символ обнаружен и на территории современного Ирака, на раскопках, которые датируются V тысячелетием до нашей эры. Свастика в левовращательной и правовращательной форме встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 г. до н. э. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика является важным культовым символом. Так, в древнеиндийской философии и буддизме свастика - символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее - охранный символ, символ счастья и талисман. В Индии свастика изображается повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах.
Известен факт, что Вещий Олег прибил свой щит с изображением Огненной Свастики и другими символичными знаками на врата Царьграда (Константинополя), вся эта символика говорила о громадной Духовной и физической силе, которая направляется на защиту Родной земли и Святой Веры. Когда Вещий Олег прибил свой щит с такой символикой на ворота Царьграда, он хотел образно показать византийцам то, что в последствии Александр Невский в двух словах объяснил тевтонским рыцарям: "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и будет стоять Земля Русская!"
При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт священным символом. И простой народ на протяжении тысячелетий использовал свастичные орнаменты в бытовом обиходе. Известен и тот факт, что матрицы для печатания денежных знаков с изображением Свастики на фоне двуглавого орла были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего царя Российской Империи - Николая II.В национальном русском костюме свастика была главным и, практически, единственным орнаментом вплоть до первой половины XX века. Наши пращуры очень любили как-нибудь в летний вечерок собраться на околице деревни и под протяжные напевы станцевать ... свастику. Аналог символа был и в русской танцевальной культуре - танец "Коловрат". На празднике Перуна славяне водили и до сих пор водят хороводы вокруг горящих свастик, выложенных на земле.
Коловрат богато украшал храмы, священные предметы, ризы священников, иконы и т.д. Например, на изображении Христа Пантократорора - Вседержителя, левая и правая свастики помещены на груди как символы начала и конца всего сущего. На святительском чине в Софийском соборе города Киева, в древнейшем христианском храме в России, построенном еще Ярославом Мудрым, изображены пояса из чередующихся свастик и прямых крестов. Прямой крест - его земной путь, наконец, левая свастика - воскрешение Исуса Христа и его второе пришествие в силе и славе. На иконе "Богоматери-Державной" на головном уборе изображена золотая свастика. В христианстве свастика символизировала также стихии огня и ветра - стихии, воплощающие Святой Дух. Значит, свастика в христианстве действительно божественный знак, а кто-то скажет - фашизм!В свастику верили как в талисман, "притягивающий" удачу. Общепринятое название - Свастика, по одной версии, происходит от санскритского слова Суасти. Су - прекрасный, добро и асти - быть, то есть "Быть добру!", или по-нашему "Всего хорошего!". По другой версии, это слово имеет древнеславянское происхождение, т.к. имеет место факт, что свастику и ее название в Индию занесли древние арии - праславяне. Тибетцы и индийцы до сих пор говорят, что свастику им принесли из-за северных гор Белые Учителя - славяне.В древние времена, когда наши предки пользовались рунами, слово СВАСТИКА переводили как Пришедшие с Небес. Так как руна СВА означала Небеса(отсюда и Сварог - Небесный Бог), С - руна направления, руна ТИКА - движение, пришествие, течение. Наши дети до сих пор произносят слово тикать, т.е. бежать. Если почти во всех иностранных языках различные начертания Солнечного креста с изогнутыми лучами называются одним словом Swastika - "Свастика", то в русском языке для различных вариантов свастики существовало и существует поныне 144(!!!) названия, что тоже говорит о происхождении этого символа. Например: Свастика, Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Свасти, Сваор, Солнцеврат, Агни, Фаш, Мара, Инглия, Солнечный Крест, Солард, Ведара, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Свати, Раса, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д... можно перечислять бесконечно, в зависимости от направления загнутых концов, этот символ назывался по-разному:
Различные вариации Свастики, с не менее различными значениями, встречаются не только в культовых и обереговых символах, но и в виде рун, которые как и буквы в древние времена имели свое образное значение. Свастичные символы несут в себе огромный тайный смысл. В них заложена огромная Мудрость. Каждый свастичный символ открывает пред нами Великую картину мироздания. Древняя Славяно-Арийская Мудрость гласит о том, что наша галактика имеет форму Свастики и называется СВАТИ, а система Ярилы-Солнца, в которой совершает свой путь наша Мидгардъ-Земля, находится в одном из рукавов этой небесной Свастики. У простых крестьян были свои названия свастики. В деревнях Рязанской губернии ее называли "ковылем" - воплощением ветра; на Печоре "зайцем" - здесь графический символ воспринимали как частичку солнечного света, лучик, солнечный зайчик; кое-где крест именовали "конем", "коневой голяшкой"(конской головой), ведь давным-давно коня считали символом солнца и ветра; назывались свастики и "огнивцами", опять же, в честь Солнца. Народ очень верно почувствовал и огненную, пламенную природу символа(солнце), и его духовную суть(ветер). Как уже говорилось, до наступления второй ХХ века основным и почти единственным узором, бытовавшими в славянской вышивке была свастика. Количество случаев применения свастики в орнаментах на Руси просто неисчислимо. Знающий человек никогда не скажет, что Свастика - это немецкий или фашистский символ. Так могут рассуждать лишь невежественные люди. Но если что - либо отвергается или не получает признания, то это еще не означает, что этого не существует. Академик Б.А.Рыбаков называл коловрат связующим "звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях, вышивке и плетении". Но после Великой Отечественной войны, в которой Россия понесла огромные потери, несведущие люди стали ставить знак равенства между фашизмом и свастикой. Славяне использовали этот знак на протяжении всего своего существования(по новейшим научным данным, это минимум 15 тысяч лет), а Гитлер - всего около 20 лет. А сейчас к человеку, носящему славянские обереги с изображением свастики или свастическую вышивку люди, по незнанию, относятся настороженно и даже агрессивно. Не будем же им уподобляться! Не закрашивать же изображение свастики в древних православных храмах, на старейших иконах Богоматери и Христа. Нельзя искоренить историю. Одно поколение сменяет другое, рушатся государственные системы и режимы, но до той поры, пока народ помнит о своих корнях, чтит традиции своих Великих Предков, сохраняет свою Древнюю культуру и символы, до того времени народ жив и будет жить!
На эту тему можно рассуждать еще и еще... Весьма интересные исторические документы открывают некоторые любопытные факты, касающиеся непосредственно самого Крещения языческой Руси, но у автора нет цели развить споры и дискуссии на эту щекотливую тему. У автора есть цель этой краткой статьей немного приоткрыть туманную завесу над могущественным символом Свастика. Автор данной статьи неравнодушен к изучению древней символики и всячески применяет ее на практике, запечатывая, к примеру, свою продукцию Валькирией:
что, к слову сказать, делается исключительно для сохранности и непрекосновенности тайны рецептуры и для покупателя совершенно никакой нагрузки не несет.
Автор очень надеется, что данная статья достаточно проливает свет на сие обстоятельство и поможет в дальнейшем избежать каких-либо недоразумений по этому вопросу.
С уважением, Солянкина Марина Борисовна.