В одежде жители Тироля, как и все австрийцы, отличаются элегантностью, хорошим вкусом и явным пристрастием ко всему натуральному. Естественность в данном случае касается не только материалов, но и форм, исходящих от народного костюма, до сих пор не утратившего всенародной любви. Черты традиционного наряда и сегодня различимы в городской толпе. Шнуровка, вышивка, красно-зеленые цвета и даже перышки присутствуют на современных вещах, не только украшая их, но и вызывая дефицитные ныне чувства доброты и патриотизма. В Австрии никого не удивляет вид женщины в платье с пышными рукавами, как не кажется чудаком мужчина в зеленом охотничьем пиджаке: здесь костюм вчерашнего дня является приметой дня сегодняшнего.
Донская-Хилько Вера Васильевна. Портрет мужчины в тирольском костюме.
Если население равнин приспосабливает одежду к требованиям эпохи, то горцы, которые любят свой край на уровне инстинкта, бережно хранят каждую деталь, вызывающую в памяти старые добрые времена. Здесь все еще актуальна символика, возникшая в пору, когда страна была разбита на десятки небольших государств. Жители каждого княжества старались выделиться во всем, в том числе и в одежде. Выражая пристрастие к ярко-зеленому и алому цветам, они чаще выбирали синий, возможно, из-за дешевого способа окраски. Среди материалов наиболее выгодными считались лен, кожа, мех и тирольская шерсть лоден, привлекавшая своей прочностью и сопротивлением влаге. В старину традиционный костюм рассказывал о владельце то, о чем сегодня умалчивает даже паспорт. Он выдавал возраст хозяина, указывал на профессию, общественный статус, семейное положение. Количество детей, например, отражалось в узорчатой вышивке пиджака.
Превращение некоторых видов народной одежды в городскую произошло не без помощи высшей знати. Так, благодаря Габсбургам в середине прошлого века рабочий костюм лесничего преобразился в элегантный костюм для охоты.
Во времена республики, когда люди активно избавлялись от всего, связанного с монархией, старый охотничий костюм не вышел из обихода. Вместе с новым названием — альпийский смокинг — он обрел политическую значимость, став парадным облачением политиков. Русского президента очень трудно представить в косоворотке, а австрийского канцлера легко не только вообразить, но и увидеть в серо-зеленом пиджаке и шляпе с перьями.
В отличие от одежды народов других европейских стран австрийскому костюму выпала долгая и счастливая жизнь. Местные модельеры предлагают согражданам вполне современные наряды, но с традиционными элементами. Из альпийской символики особой популярностью пользуются эдельвейсы, «расцветающие» в виде вышивок или аппликаций, выбитые на пряжках, пуговицах и ювелирных украшениях.
Стилизованные под охотничий наряд платья и пиджаки смотрятся не менее элегантно, чем банальные английские костюмы. Отменный вкус создателей вкупе с мастерством портных делает такую одежду товаром, высоко ценимым на международном рынке. Не исчез с городских улиц и альпийский смокинг, более того, в несколько измененном варианте он прочно вошел в женский гардероб. Возможно, австрийцы лучше других народностей понимают, что дух старины умаляет негативное воздействие современной среды с ее бешеным ритмом и постоянными стрессами. Народная одежда способствует умиротворению, доброте, приближает своего владельца к природе и, если рассуждать высокими категориями, дает ощущение незыблемости бытия, какое исходит от старинной архитектуры.
Головные уборы также отличались многообразием. Для мужчин немыслимо было ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали её только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу. Меховые шапки с суконным покрытием, вначале существовавшие как головной убор молодых парней, позднее носили и женатые мужчины. Сохранившиеся с 18 века шляпы – треуголки остались в народном костюме Хессена. При этом неженатым парням полагалось носить треуголку острым концом вперед, женатым же мужчинам, наоборот - назад. Повседневные головные уборы едва чем-либо отличались от праздничных. Только тирольские широкополые шляпы как бы напоминают о мягких широкополых шляпах периода Тридцатилетней войны.
В 19 веке в Верхней Баварии и Северном Тироле распространились шляпы с узкими лентами и высокой тульей, напоминающие испанские 16-го века. Во Франконии и Швальме оставались долгое время популярными треуголки. В народном костюме верхней Баварии шляпы были обязательно зеленого цвета и украшались орлиным пухом, петушиными перьями, кисточками из волос серны.
Вообще-то это больше, чем просто шляпа. Раньше в каждой тирольской деревне были на всякий случай сформированы оборонительные отряды. Их бойцов называли “шютцен” “защитники” По цвету шляпы, ее залому, а также по покрою жилета и вышивке на нем можно было различить шютценов из разных долин. Потом тирольские шляпы стали носить австрийские охотники. Головной убор они получали в качестве приза за удачную охоту, а количество перышек на нем соответствовало числу убитой дичи.
Егерскую шляпу носили полевые егеря общей армии, пехота и 2 кавалерийских полка ландвера, австрийская (до 1899 г.) и венгерская жандармерия. Она изготавливалась из черного фетра, имела обшивку из черной лакированной кожи, подбородочный ремешок на рамочной пряжке, который прятался внутри шляпы, карман для крепления султана из петушиных перьев (длина 35 см) и два вентиляционных отверстия. Вокруг тульи укладывался шнур: зеленый шерстяной у нижних чинов, из желтого шелка у прапорщиков и из золотой канители у офицеров.
На кармашек для султана крепился значек, разный для разных родов войск. Шляпа офицера 22-го егерского батальона или 22-го пехотного полка австрийского ландвера. Судя по шнуру вокруг тульи, эта шляпа принадлежала офицеру. Султан или частично утрачен, или полностью заменен похожими перьями, так как перья должны быть длиннее до самых полей шляпы.
Шляпа офицера «императорских стрелков».
Вот уже 150 лет как в Европе вдруг вспыхнула мода на тирольские шляпы, этот головной убор считается основным австрийским сувениром. Увлечение фольклорным стилем заставляет известных дизайнеров одежды обращаться не только к давно уже известным ковбойским шляпам или экзотическим перуанским, но и к популярным ныне западноевропейским силуэтам.
Carolina Herrera тоже дополнил свою одну из своих зимних коллекций шляпами. «Herrera» предложила настоящие тирольские шляпы, по всем правилам украшенные разноцветными перьями. Цветовая гамма самих шляп — безгранична. В частности, альпийский стиль отметился этой осенью и в сфере головных уборов. Mettez предлагает маленькие классические тирольские шляпки с отделкой из крученого шнура и пучка перьев. Кстати, настоящие тирольские «шляпы с пером» на самом деле изготавливаются с использованием пучка шерсти из бороды горных козлов, но модельеры, видимо, решили не усложнять жизнь модниц столь избыточными деталями и ограничились все-таки пестренькими перышками.