Не надо открывать энциклопедию, чтоб представить себе красавицу викторианской эпохи или лощеного джентльмена с гвоздикой в петлице; усилиями многочисленных поэтов и писателей, сценаристов и драматургов, модельеров и дизайнеров внешний облик викторианского стиля в моде, интерьере, украшениях популярен и многократно переписан на новый лад, дал начал многим новым тенденциям, таким как шебби и стимпанк. Однако когда речь заходит об ароматах, о парфюмерии и косметике – немного найдется популярных источников. Рассказы о старинных запахах будто покрыты паутиной веков — словно до изобретения знаменитого парфюмерного аккорда парфюмерии как таковой и не существовало, а то, что существовало, достойно лишь упоминания вскользь, в статьях, начинающихся с древних праэпох, и кончающихся современностью. Что было налито в прекрасные флаконы для духов викторианских времен, что выливали из хрустальных и серебряных пузырьков на кожу и волосы местные кокетки и разбивательницы сердец? Между тем, история викторианской парфюмерии достойна отдельного упоминания, тем более, что именно запах был одним из важнейших составляющих эпохи.
Романтические представления викторианской эпохи тесно были связаны с запахами, а именно – с цветами и смолами, их составляющими. Каждому виду запаха придавалось особое значение; был разработан не только язык цветов, но и язык ароматов, с ним тесно связанный. Запахи окружали дам повсюду – знаменитыми стали пышные викторианские сады, из садов цветы перекочевали в дом, окружая хозяйку не только в будуаре, но и в гостиной, в коридорах и в столовой; запахи витали в шкафах и над туалетными столиками. В комнатах стояли вазы с попурри (
Считалось, что тот или иной аромат может многое сказать о характере женщины, его использующей, и даже повлиять – на характер, а то внешность и судьбу. Особыми верованиями окружали розмарин – считалось, что ежедневное использование розмариновой воды обеспечивало неувядающую молодость. Мускус провоцировал чувственность, герань – нежность, бензойный стиракс – мечтательность. Темно-синие фиалки сподобливали к благочестивому поведению, белые же улучшали пищеварение. Ладан навевал религиозные мысли. Если женщина предпочитала аромат лимонной вербены, то про нее говорили, что она – натура артистическая, или же коллекционерка предметов искусства. Сегодня мы бы назвали это ретро-ароматерапией.
Однако не следует думать, что только женщины были увлечены духами – вовсе нет (хотя именно в викторианскую эпоху появилось резкое различие между «женскими» запахами, легкими и цветочными, и «мужскими», которые должны были быть почти незаметными и строгими). Появилось целое сословие мужчин, занятых по большей части собою, своим туалетом – т.н. денди. Люди эти вовсе не были праздными бездельниками, как кажется сегодня. Многие из них – талантливые поэты, писатели, и даже ученые: расцвело (в прямом и переносном смысле слова) сообщество денди-парфюмеров, парфюмерных эзотериков, которые каждому запаху приписывали особое, сакральное значение, изучали влияние на женщину и мужчину, составляли сложные системы и проводили диковинные опыты. Сами они признавались, что создают ароматы во имя Женщины, ведь рыцарство в викторианскую эпоху также было в ходу: считалось, что отказать даме джентльмен не посмеет. И при этом труды их кажутся скорее созданными для других парфюмеров и специалистов. Например, Септимус Пиесс придумывает систему ольфакторной гармонии, основанной на связи запахов и музыкальных нот – «одофон», где запахи были разложены по хроматической гамме, в зависимости от степени своей стойкости. В результате идеальные сочетания ароматных «нот» складывались в «аккорды». Некоторые парфюмеры до сих пор пользуются его разработками.
Кстати, среди запахов викторианской эпохи выделяется несколько основных: это фиалка, лаванда, вербена, роза, бензой (излюбленный консервант), знаменитый фиалковый корень (корень ириса флорентийского), кассия, мята, пион. Популярны были полевые и садовые цветы, которые сегодня забыты – например, резеда, мятлик луговой, донник лекарственный, душистый подмаренник, таволга. Не все могли позволить себе покупать ароматы у аптекарей и парфюмеров – но любая девушка могла отправиться весной или летом на луг и нарвать охапку душистых цветов, а позже – сделать из них саше, набить подушечку для сна или отдыха, а то и сидения, изготовить настойку собственного приготовления или отдушку для мыла. Использовались лепестки и других цветов: гвоздики и жасмина, жимолости и лилий, бегоний, нарциссов, незабудок, гиацинтов, ландышей, желтого жасмина и примулы, клематисов и ипомеи, водосбора; а также пряные травы и восточные приправы (гвоздика, корица, мускатный орех, тимьян, шалфей и майоран). Собирали растения на рассвете, сушили в темноте и сухости около пяти дней; перед добавлением в саше или попурри толкли в ступе. Иногда на последнем этапе к смесям добавлялись ароматические масла. Кроме того, в ходу были цветочные воды (розовая, мятная, розмариновая), цветочные и косметические уксусы, иногда с добавлением туалетной воды, спиртовые настойки.
Смешивать духи многие дамы считали дурным тоном. Нередко женщина выбирала один определенный аромат и использовала его повсюду – так, чтоб шлейф его сопровождал его и ассоциировался с нею у поклонников и друзей. А «повсюду» в понятии викторианской эпохи – это действительно повсюду. Однажды я уже писала статью о
Несколько рецептов викторианской Англии (меры веса переведены в российскую систему мер, но даны без изменений)
Рецепт душистой воды для добавления в ванну, парфюмерные составы, и, возможно, в пищу
- 8 столовых ложек сухих трав (лаванды, мяты, розы, верхушек розмарина, мирта, жасмина, либо лимонной цедры)
- поллитра воды
Залейте лепестки водой в кастрюле, доведите до кипения и томите на медленном огне 10 минут. Снимите с огня, охладите и
Рецепт гвоздичной настойки
- 250 г лепестков садовой гвоздики
- 480 мл медицинского спирта
Залить лепестки спиртом на 10 дней, ежедневно встряхивая банку. Процедить, добавить 125 мл настойки бензойного стиракса.
Рецепт цветочного уксуса
- 90 г сухих цветочных лепестков (роза, лаванда, резеда, жасмин, донник или другие сильно пахнущие цветы)
- 1.12 л уксуса (в викторианскую эпоху использовался Орлеанский уксус)
Залить лепестки уксусом на 2 недели, процедить.
Рецепт нюхательного уксуса
- 30 мл концентрированной уксусной кислоты
- около 2 мл эфирного масла розы
Смешать и взболтать в хорошо закрывающейся бутыли. Смесью смачивали вкладыши в уксусницах.
Другой вариант
- жидкий аммоний (можно использовать нашатырный спирт) – 480 мл
- около 3.9 мл розового эфирного масла
- около 3. 9 мл эфирного масла английской лаванды
- около 2 мл эфирного масла бергамота
- около 2 мл эфирного масла гвоздики (пряности)
Этой смесью смачивали засыпанную в прозрачную бутылочку соль карбоната кальция (поташ), чтоб придать ей аромат. Хранили также после взбалтывания в закрытой бутыли.
Рецепт очищающего молочка
- 45 г бензойного стиракса
- 360 мл медицинского спирта
- 360 мл Орлеанского уксуса
Сделайте смесь из небольшого количества спирта и уксуса. Засыпьте измельченную смолу. Помешивая, влейте остатки спирта и уксуса, перелейте все в бутыль для хранения и оставьте на 2 недели. Процедите.
Рецепт саше для одежды с ароматом лимонной вербены
- 460 г высушенной, измельченной лимонной цедры
- 112 г тимьяна
- 31 мл эфирного масла бергамота
- 15 мл масла лимона
- около 3.89 мл масла лимонного сорго
Рецепт лавандового саше
- 460 г сухих истолченных цветков лаванды
- 112 г измельченной бензойной смолы
- около 7 мл эфирного масла лаванды
Рецепт попурри
- 460 г цветков лаванды
- 460 г цельных розовых лепестков
- 230 г кусочков фиалкового корня
- для обваливания: смесь из гвоздики, корицы и душистого перца, все специи "сломанные" (разломанные на части, но не толченые в порошок), каждой по 60 г
- 460 г столовой соли
Если парфюмерная продукция эпохи захватывает воображение, то косметика скорее пугает. В составы для умащивания лица и рук добавляли ядовитые вещества – например, свинец и даже ртуть, а также животные жидкости вроде медвежьего и барсучьего жира. Для ухода за волосами и их окраски использовались составы, включающие окиси серебра и свинца, уголь, известь, жженую древесину и опилки, сульфат меди и прочие опасные для жизни и здоровья компоненты. Популярным ингредиентом для кремов от морщин был спермацет – в просторечии продукт жизнедеятельности кашалотов; другими привычными веществами были воск и миндальное масло (впрочем, вполне безобидные и даже современные). В душистые воды-тоники, однако, маскируя вонь химикатов запахом роз, лаванды или розмарина, могли добавить и ртуть, и мышьяк, и даже синильную кислоту. Декоративная косметика не была столь опасна, зато не отличалась разнообразием – делилась на «белую» (пудры на основе крахмала и мела) и «красную» (помады и румяна, создававшиеся, например, из смеси квасцов, белого винного уксуса и красного сандалового дерева). Глаза подводились угольным карандашом. На молодых женщинах смотрелось все это грубо и неуместно – да и сама эпоха призывала к умеренности и деликатности, в журнальных статьях для дам подчеркивалось, что красота должна быть естественной, тонкой. Таким образом, яркая косметика стала уделом низших слоев общества – путан, актерок, содержанок; дама высшего сословия должна была светиться здоровой натуральной красотой (и, конечно, пахнуть свежими цветами!). Тем более, что нередко и в декоративную косметику, особенно модные ее разновидности вроде жемчужной пудры (пудры в прямом смысле слова из толченого жемчуга) добавляли и свинцовые белила, и каустик, и висмут, и негашеную известь.
Интересно остановиться на некоторых «чисто викторианских» штучках – изобретенных, правда, несколько ранее, но второе рождение переживших именно в викторианские времена. Это и уксусницы vinaigrette – миниатюрные коробочки из серебра либо хрустальные флакончики, куда помещалась надушенная особым составом ватка (подробнее
Мыло викторианской эпохи сильно отличалось от нынешнего – для начала, большая его часть была ручной работы, в прямом смысле слова: хозяйки варили его дома, причем рекомендовалось делать это даже если была возможность купить фабричное мыло. Считалось, что ароматизированное «покупное» мыло скрывает за сильным ароматом неприятный запах некачественных компонентов, а ярко окрашенные зеленые или розовые мыльца считались просто опасными для кожи. После умывания с мылом предписывалось несколько раз омыть кожу чистой водой. А лучше всего – купить самое качественное белое (неокрашенное) мыло, размягчить его в поставленной на малый огонь кастрюле с небольшим количеством воды, вмешать немного... овсянки. Это смягчало высушивающий эффект. Иногда добавляли натуральные отдушки - считалось, что сок малины придает мылу свежий аромат, розовая вода или цветки жасмина также были популярными добавками.
Если содержание косметических сосудов могло быть сколь чудесно, столь и опасно и ядовито – то «обертка» в викторианскую эпоху была просто потрясающая. Английское производство флаконов для духов, уксусниц, слезниц, сосудов для цветочных вод и уксусов буквально расцвело. Тут были и кофры для путешествий драгоценного дерева, с миниатюрными туалетными наборами, где все, от расчески до опасной бритвы, изготавливалось из серебра, а бутылочки были хрустальными; и мини-флаконы для дамской сумочки цветного стекла, иногда двойные – уксусница и духи «в одном флаконе»; и бутылочки выточенные из полудрагоценных камней; и фарфоровые статуэтки-флаконы; и цветочные, конечно же, узоры. От флаконов не отставали щетки для волос, маникюрные принадлежности, мелочи вроде стаканчиков, наперстков, швейных наборов, ножниц, зеркалец.
В целом натуральность и гармония властвовали в моде – и это несмотря на то, что именно в викторианскую эпоху и именно английский химик Уильям Перкин создает синтетический запах кумарин, букет свежескошенного сена, на основе салициловой кислоты. Кумарин использовался в духах Jicky от Guerlain, открывших новую эру парфюмерного искусства, в которой природные компоненты сочетались с химическими эссенциями. Нельзя сказать, что составные «брендовые» духи полностью отсутствовали в викторианскую эпоху – наоборот, именно тогда появляются некоторые культовые, позднее многократно переизданные ароматы (такие, как «Русская кожа», Jicky, Eau de Imperiale), зарождаются империи Rimmel, Penhaligon's и D`Orsay. Очень много ароматов со словом «букет» в названии – это отражало суть цветочного аромата. Двадцатый век с его быстрым, практичным подходом к парфюмерному таинству неумолимо приближался, и его аромат витал в воздухе запахами искусственной розы и фиалки, предвещая усреднение, ускорение и упрощение. Эпоха парфюмерных денди, прекрасных ядов и эзотерических ароматов прошла навсегда, оставив в памяти потомков лишь легкий цветочный аромат ностальгии.
2014 © Анна Эльвира Бродская
Авторская статья, фрагменты авторского перевода, фрагменты авторской обработки и адаптации рецептов. Перепечатка без ссылки на автора и источник запрещена.
Использованная литература:
О. Вайнштейн «Ароматы и запахи в культуре», Книга 1
Англоязычная Википедия (авторский перевод)
Beautiful For Ever: Madame Rachel of Bond Street, Cosmetician, Con-Artist and Blacmailer
G. W. Septimus Piesse, The Art of Perfumery And Methods of Obtaining the Odors of Plants
Lee Jackson, The dictionary of Victorian London