Нынче у нас замечательно — «бирюзовая» неделя! И публикации о бирюзе уже были, но мне хотелось бы поделиться с Вами некоторыми практическими аспектами познания этого удивительного камня. Итак, многие мастера украшений наверняка не раз задумывались о вопросе натуральности материалов, которые они приобретают для работы. И часто, к большому сожалению вывод делается не в пользу натуральности... увы! Но, как известно, кто осведомлен, тот вооружен. Так что предлагаю вооружиться знаниями.
Современные подделки и имитации бирюзы очень художественны, их существует большое количество.
Природная бирюза отличается от имитирующих ее минералов и других материалов физическими свойствами (твердостью, плотностью, цветом, люминесценцией, восковым блеском и др.). Под микроскопом структура поверхности природной бирюзы имеет характерный вид: на светло-голубом фоне наблюдаются темно-синие диски или беловатые обломки и включения.
В синтетической бирюзе при достаточно большом увеличении на более светлом фоне наблюдаются угловатые голубые частицы. Линия абсорбции, характерная для природной бирюзы, отсутствует в спектрах поглощения синтетической бирюзы и имитаций. Тест горячей иглой может выявить облагороженную бирюзу: в месте прикосновения горячей иглы выплавляется парафин или камень обесцвечивается. Пластмассы и смолы от горячей иглы плавятся.
Синтетическая бирюза отличается от природной текстурой (под микроскопом) и различным характером взаимодействия с разбавленной HCl.
Поскольку бирюза характеризуется довольно широким интервалом физических свойств, ее идентифицируют комплесным исследованием с применением рентгеновских, спектральных (в ИК- и видимой областях) методов и электронной микроскопии (наблюдаются пластинчато-призматические микрокристаллы).
Сегодня искусственная бирюза для украшений используется чаще всего. Она изготавливается из алюмофосфатов меди, из окрашенных синтетических пластмасс и керамических материалов с красящими добавками (иногда в качестве добавок используются отходы натуральной бирюзы), а также имитацией служит хризоколла, варисцит и покрашенный в голубой цвет говлит.
Особенно тяжело (что касается определения имитации и подделки) дело обстоит именно с бирюзой, так как ее подделывают не только поверхностым окрашиванием пластмасс и гипса, то также и красят похожие минералы, например говлит и различные кварцы. Сейчас даже научились создавать синтетическую бирюзу, которая очень похожа по составу на натуральную, и даже опытные геммологи не могут точно ее идентифицировать.
Итак, поначалу — нужно внимательно рассмотреть дырочки-отверстия (бирюза пористая): если внутри отверстия материал белый, это подделка.
Можно потереть камень влажной салфеткой и посмотреть, не останется ли на ткани краска, но это не очень надёжно — краситель может быть и крепкий. Или попробуйте хорошенько потереть ваткой, пропитанной спиртом. Если камень окрашен, ватка запачкается. Но данный метод выявляет только поверхностную дешевую прокраску.
Можно подержать бирюзу над спичкой: если будет чернеть и плавиться, если появится характерный пластмассовый запах — значит это пластик под видом бирюзы. Все действия надо осуществлять с обратной стороны камня, так как в основном проверка приводит к повреждению камня.
Попробуйте поцарапать бирюзу иголкой. Если камень не царапается, а об него стирается иголка, то перед вами скорее всего имитация из фаянса, стекла или халцедона (когда твёрдость камня больше 5,5 по Мосу, такого не может быть у бирюзы).
Если бирюза царапается слишком легко, стружкой или белым порошком - это пластик. Белые полосы под верхним цветным слоем тоже сомнительны, так как природная бирюза окрашена по всей глубине.
Накалите иголку и коснитесь камня. На облагороженной бирюзе (крашенной, пропитанной смолами или воском) в месте прикосновения изменится окраска или же выступит капелька пропитки. Пластиковые имитации начнут плавится с характерным запахом горелой пластмассы. Одонтолит издает запах жжёной кости.
Хорошим критерием "природности и натуральности" бирюзы является её размер и цена. Размер более половины сантиметра — это уже достаточно большие вставки, они говорят о том, что это либо пресовка из крошки, либо имитация. Помните, что ювелирная природная бирюза — редкий и дорогой минерал, к тому же в природе встречается лишь маленькими кусочками, вряд ли из него будут делать бусы или серьги.
Цена изделия даже с небольшой вставкой из природной бирюзы начинается в среднем от 200 долларов, все что дешевле - не бирюза! Настоящую бирюзу отличает довольно высокая стоимость. Да и купить её очень сложно из-за её редкости: почти всё, что продаётся в магазинах - это имитация, за редким исключением.
Заменителем бирюзы, как уже было сказано, могут служить также кости или зубы ископаемых животных. Их окрашивают солями железа или меди. При окрашивании железом получается синий цвет, а зеленый будет, если окрасить медью. Такие кости хорошо режутся, полируются, и изделия из них часто продают, как бирюзу. Так что, если вы видите такое непонятное название — бирюзу костяную, или бирюзу западную, будьте уверены, что к натуральной бирюзе это имеет мало отношения.
Сегодня есть немало натуральных камней, продаваемых под видом бирюзы. Чаще всего предлагают халькосидерит, алюмохалькосидерит, рашлеит, фостит (фаустит), вардит, варисцит, хризоколла, донтолит, стелларит и т.д. Многие из них уступают бирюзе по качествам. Часто предлагаемые из США кварц и окрашенный халцедон прозрачнее и обладают меньшей плотностью. Имитация из натуральных камней — это лучшая имитация бирюзы.
Некоторые из "дублеров-аналогов" обладают хорошими характеристиками. Например, турквенит (торговое название окрашенного говлита) — очень достойный заменитель бирюзы (месторождения его сильно истощены), по некоторым характеристикам превосходит даже облагороженную бирюзу. Он не трескается от нагревания, не меняет цвет, не боится воды и света. В сущности, от бирюзы турквенит отличается лишь фарфоровым блеском (в отличие от воскового или шелковистого блеска, свойственного натуральной бирюзе).
Варисцит и лазулит
Варисцит и лазулит — минералы, сходные с бирюзой; оба они представляют собой водные фосфаты алюминия, но не содержат меди. Плотность лазулита составляет 3,1 г/см3 (больше, чем у бирюзы), твердость — 5,5, показатель преломления 1,61 - 1,64. Иногда лазулит называют "голубым шпатом". В отличие от скрытокристаллической бирюзы он представлен тонкозернистым материалом.
У варисцита плотность около 2,4, твердость - 4 - 5, показатель преломления до 1,57. Окраска зеленая, темно-зеленая, голубая, желтая. Блеск стеклянный. Образует корочки, желвачки, редко кристаллы октаэдрического облика. Спайность отсутствует. Наиболее распространенные разности варисцита развиваются в виде глазков, что не характерно для бирюзы.
Высококачественный варисцит такая же редкость как и хорошая бирюза, если не более редкий.
Окрашенные минералы:
Окрашенный говлит — силикоборокальцит, легче бирюзы и мягче ее. Цвет окрашенного материала может быть очень ярким, цена на него значительно ниже.
Окрашенные кварц и халцедон — материал, значительно более дешевый, чем бирюза, предлагается американскими поставщиками. Эти камни прозрачнее бирюзы, легче (плотность 2,63 г/см3), с меньшим показателем преломления — 1,53 и большей твердостью (6,5 - 7).
Все окрашенные минералы можно отличить от натурально бирюзы по их весу. Природную пористую бирюзу отличает удивительная лёгкость.
Органические соединения.
Одонтолит. В прошлом за бирюзу часто выдавали одонтолит — ископаемую слоновую кость, окаменелые зубы или кости ископаемых животных, частично замещенные фосфатами железа или меди и окрашенные в синий и в зеленый цвет. Внешне материал очень похож на бирюзу. Показатель преломления одонтолита 1,57 — 1,63. Твердость 5. Плотность выше 3 г/см3. Вскипает от соляной кислоты. В шлифах видна первичная органическая структура минерала.
Надежным способом отделения бирюзы от поделочных материалов органического происхождения является способность органики к горению.
Искусственные минералы и материалы:
Удачные подделки получаются при прессовании осадка фосфата алюминия, окрашенного в синий цвет при помощи олеата меди, поскольку он имеет почти такой же внешний вид, твердость и плотность, как и бирюза. В отличие от природного камня искусственный материал плавится в пламени паяльной трубки.
"Венская бирюза" — это имитация, получаемая путем совместного дробления, нагревания (больше 100оC) и прессования смеси малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты. Формула этого материала отличается от бирюзы. Твердость спрессованной бирюзы около 5. Плотность 2,4, при насыщении водой увеличивается до 2,6 г/см3. Показатель преломления 1,45. При нагревании эта подделка чернеет или сплавляется в черное стекло, а не растрескивается, как бирюза.

"Синтетическая бирюза" (неолит) — распространена с 1957 года. Камень приятного внешне голубого цвета, иногда с извилистыми прожилками "основной массы". Это смесь байерита и фосфата меди, а основная масса — аморфное соединение железа. Байерит — побочный продукт алюминиевого производства, по составу аналогичен гидраргиллиту. Твердость около 4. Показатель преломления 1,55. Плотность 2,4 г/см3. Практически неолит идентичен венской бирюзе.
Искусственная бирюза, состоящая из мелких зерен голубого и белого материала, сцементированных алкидной смолой была создана В 1953 г. в Америке. Твердость этой бирюзы около 2,5. Плотность 1,85 г/см3. В отдельных образцах твердость достигает 3,5, а плотность 2,39 г/см3.
Стекло и эмаль — впервые использовались как имитации египтянами за 5 тыс. лет до н. э. для получения материала, похожего на бирюзу. Стеклянные бусы голубого цвета были найдены в усыпальнице Тутанхамона (1350 до н. э.), они были окрашены кобальтом. Современные стеклянные бусы также делают под бирюзовые. Эмали, имитирующие бирюзу, представляют собой слега обесцвеченное силикатное стекло с примесью смеси окислов металлов. Большинство имитаций из стекла имеет более высокую плотность по сравнению с природной бирюзой. За бирюзу часто также выдают и дублет из халцедона и стекла.
Пластик - это конечно самая дешевая имитация бирюзы. Из него отливают кабошоны, иногда с характерным для бирюзы рисунком паутины. Но окраска пластиковых изделий слишком совершенная. Они легче, мягче, не пористые и без характерного воскового блеска, наоборот — блестят глянцево. При использовании коллоидного кремнезема, в качестве связующей массы плотность получаемого материала равна 2,65.
Если смотреть с магической точки зрения, то мистические свойства характерны только для имитаций бирюзы в натуральном камне. Впрочем, окрашенный камень сохраняет только собственные свойства, свойств бирюзы он не приобретает.
Хотелось бы добавить, что честность никто не отменял и призвать продавцов материалов максимально правдиво давать описание того или иного камня, даже если для Вас это очевидные вещи. На заре своей деятельности я столкнулась с неприятной ситуацией, когда по незнанию купила кулон опалита (впрочем довольно красивый кулон!), полагая, что это натуральный адуляр (лунный камень). У меня были основания так полагать, поскольку кулон этот был в разделе "натуральные камни" и назывался именно "лунным камнем". Когда я разобралась и обратилась к продавцу (с просьбой пояснить), то в ответ услышала примерно следующее: "А Вы разве не знали? Да, это торговое название опалита!". Да, на тот момент я не знала, но торговое название само по себе не может обмануть, а вводит в заблуждение именно человек, продавец, который знает, но по каким-то причинам не поясняет наивным гражданам, что это имитация.
Уверена, что для опытных мастеров я не открыла ничего нового, но буду рада, если материал окажется кому-то полезным!
По материалам статьи: "Как отличить натуральную бирюзу от имитации?"
Благодарю за внимание, с уважением, Анна.