Встретить росомаху в дикой природе, а тем более понаблюдать за ней - большая удача. Сергей Горшков знает Камчатку как никто другой. Порой даже рискуя собой, он открывает ее для тех, кому не посчастливилось посетить эти места. Недавно вышла книга Горшкова о Камчатке, посвященная животному миру полуострова. Сегодня рассказ пойдет об одном его обитателе – росомахе.
Много ли мы знаем об этом таинственном звере? Почти ничего. Разглядывая фотографии этих хищников, люди обычно спрашивают – кто это, медвежонок, барсук или волчонок? Росомаха действительно похожа и на барсука, и на медведя: если от барсука ей достались морда, тело и короткие лапы, то от медведя – густой грубый мех.
На самом деле это животное – близкий родственник куницы и самый крупный представитель куньих.
Почему же мы о нем так мало знаем? Встречали росомах в дикой природе немногие – зверь этот осторожен и хитер. За шесть лет работы на Камчатке он попадался мне раз пять, да и то случайно – в основном я натыкался на его следы. К тому же росомах на Камчатке меньше, чем тех же лис или зайцев.
Ждать встречи пришлось долго. И вдруг – повезло: однажды утром с крыши своего домика я увидел бегущую вдоль ручья росомаху. Я вернулся в дом за биноклем и, затаив дыхание, стал наблюдать за ее поведением. Она передвигалась как-то странно – скачками, как будто на пружинах, несколько боком и сутулясь, отталкиваясь сразу всеми четырьмя лапами. И хотя движения зверя казались неуклюжими, позже стало понятно, что впечатление это обманчиво. Росомаха – ловкое животное. Иногда она переходила на шаг, обследуя в поисках пищи берег реки, часто останавливалась и что-то копала. Пробираясь по глубокому рыхлому снегу, она не проваливалась. Росомаха оставила следы всех пяти пальцев и когтей, а отпечатки задней и передней лап на медленном ходу набегали друг на друга.
Вскоре я был вознагражден за свое долготерпение. Росомаха, исчезнув на мгновение в овраге, вдруг повернула к нашей избушке и показалась с подветренной стороны метрах в двадцати от меня. Не обратив на меня никакого внимания, она обошла вокруг избушки.
Ее вовсе не испугали ни снегоход, ни канистры с бензином. Затем зверь исчез так же спокойно, как и появился. А я успел рассмотреть камчатскую хищницу в деталях. На первый взгляд – это действительно неуклюжее cущество с непропорциональным телом, покрытым лохматой грубой шерстью. Разнообразна и его окраска. У тех росомах, что живут на Камчатке и Чукотке, мех светлый, а у обитателей европейской части – темный. Дальневосточные особи – самые крупные.
Считается, что росомахи ведут ночной образ жизни, но, понаблюдав за ними, я убедился: они бродят и в светлое время суток. Похоже, все зависит от того, насколько проголодалось животное, а поесть представители куньих любят. Неслучайно их латинское название – Gulo gulo («обжора»). Что касается ареала, то, учитывая бродячий образ жизни росомахи и ее способность к далеким кочевкам, точно провести его границы невозможно. Росомахе выгодно жить там, где есть добыча. Летом и осенью – это берега нерестовых рек, там она без особого труда ловит рыбу и молодых уток, или горы, где попадаются сурки, пищухи и евражки. Питается также и растительными кормами – ягодами, орешками кедрового стланика. Зимой жизнь «обжоры» становится тяжелее, и она вынуждена охотиться на зайцев-беляков, ловить мышей, куропаток и глухарей. Часто росомаха идет по следу волка, лисы, рыси или выдры, подбирая остатки их трапезы.
Бытует мнение, что росомаха может одолеть даже лося. Но это скорее из области фантазий. Вряд ли это животное, в котором от силы двадцать килограммов веса, может напасть на такого крупного зверя, разве что потенциальная жертва беззащитна: больна, ранена или совсем молода. Из копытных животных росомаха чаще всего охотится на оленей, иногда ее добычей становится снежный баран. Зимой в охоте хищнику помогает глубокий снежный покров: росомаха не проваливается в снег, а ее жертве трудно передвигаться.
Любимое лакомство росомахи – мясо северных оленей. Особенно опасна для этих животных росомаха весной, когда самки оленей приносят потомство. Следуя за стадом, она без труда убивает новорожденных оленят, нанося урон оленеводческим хозяйствам. Поэтому всю весну в табунах постоянно дежурят пастухи. Справедливости ради надо сказать, что им приходится отпугивать еще и медведей, волков и лис, которые тоже не прочь полакомиться свежатинкой.
Основу питания росомахи составляет, напротив, не свежее мясо, а падаль. Недаром ее прозвали северной гиеной: она подбирает остатки добычи волков и медведя, находит трупы животных. И еще замечено, что росомаха часто охотится вдоль побережья океана в поисках выброшенных на берег погибших морских обитателей. Иногда у туши кита или моржа может собраться несколько росомах. Живущие в одиночку, они относятся друг к другу вполне терпимо. Каждая старается наесться и запрятать еще что-то про запас в тайники, замаскировав их ветками, камнями или льдом. Затем они мирно расходятся. Но росомаха время от времени проверяет сделанные запасы: она способна, вернувшись даже через месяц, безошибочно найти свой тайник.
Сегодня этот зверь очень уязвим на Камчатке и уже занесен в Красную книгу. Росомаху ненавидят не только пастухи-оленеводы, но и охотники – она разоряет их ловушки. Но роль этого хищника в природе неоднозначна. Ведь росомаха – настоящий санитар Камчатки, уничтожающий падаль.
Многие не любят росомах за вредный характер. Действительно, соседи они беспокойные – я это испытал на себе. С наступлением темноты они беспрестанно обследовали наше жилище, ходили по крыше. Когда в первую ночь я оставил штатив на улице, то утром очень пожалел об этом – росомаха разгрызла его, сожрала резиновые ручки и принялась даже за гусеницу моего снегохода.
Позже я понял, почему хищников тянуло к нашей избе. Оказалось, что рядом они обнаружили тушу медведя-шатуна, не дожившего до весны, и собрались на пиршество. Уверен, что столько росомах в одном месте я больше не встречу – мне просто повезло.
Автор текста: Сергей Горшков
А фото моей росомахи из войлока